К несколько более старшему возрасту (приблизительно первый год жизни) относятся другие эпизоды телесного опыта. Ребенок начинает знакомиться со своим телом, обучается владеть им. Этому опыту в сюжетах снов соответствуют образы пугающих глаз и других страшных элементов человеческого лица, расчленение человеческого тела, отделение головы от туловища… Отдельные группы составляют темы удушения, перемещение в шахте лифта или на эскалаторе, растворение, трансформация, агрессия со стороны «черной руки» или зловещей женской фигуры и так далее. Эти образы могут относиться к событиям телесной (физиологической) жизни ребенка от рождения до третьего (пятого) годов жизни.
Момент, когда в сновидении всплывает для переработки психическая травма или опыт, соединяющий сильное психическое и физическое переживание, может далеко отстоять по времени от того самого события. Сильные иррациональные переживания и страхи часто являются дальним следом травматического телесного опыта, который ребенок пережил в возрасте до года или в момент рождения, а само сновидение может быть «просмотрено» в возрасте трех — пяти лет или позднее. По-видимому, человек «просматривает» сновидение в тот период. когда у него появляются достаточные ресурсы для эффективной помощи себе самому.
Иногда сюжеты бытового и глубинного уровней сцепляются, и это может затруднить естественную спонтанную проработку темы каждого плана. Например, девочку, которая жила в маленьком среднеазиатском городке, мама пугала нищими, говорила, что нищие могут ее украсть. Девочка видела навязчиво повторяющийся сон, в котором она находилась одна в комнате, без родителей, и что-то ужасное могло произойти. Она смотрела на приоткрытую дверь и боялась, что войдет страшный нищий и что-то ужасное произойдет… (Тема пребывания в опасном пустом пространстве относится к числу «воспоминаний о травме родов», нищие попали из бытового плана). Вследствие «сцепления» планов сновидение навязчиво повторялось до тех пор, пока нищие не выделились в отдельную тему. Тема «закрытое помещение» благополучно переработалась «сама собой», иррациональные опасения, связанные с нищими, сохранились у повзрослевшей женщины до сорокалетнего возраста.
Наиболее близкий аналог сюжетов сновидений, отражающих травматический телесный опыт раннего детства в символических формах — «страшные истории», которые дети рассказывают друг другу. Пугая друг друга этими рассказами, дети помогают себе овладеть своими страхами, учатся управлять своими эмоциями и регулировать их. (О детских «страшилках» можно прочитать, например, статью М.Осориной в журнале «Знание-Сила» номер 4 за 1984 год…)
Другой близкий аналог — народные волшебные сказки. Эти древние тексты представляют собой результат многотысячелетней культурной обработки иррационального человеческого опыта. «Страшилки» и «страшные» сновидения сходным образом отражают глубинные события, происходящие в человеческой психике. Но «страшилка» — уже коллективно обработанный в культуре (своеобразным способом) материал, а «страшное» сновидение — личный «материал автора». Сказка стоит на гораздо более высоком уровне — это воплощение коллективного опыта, который позволяет человеку гармонично и «правильно», по достаточно строгим законам, связать в целое разрозненные фрагменты (сходные у разных людей) глубинного иррационального опыта. Сказка в символической форме обучает человека справляться со страхами и подсказывает путь переработки в образной форме психотравмирующего материала.
Как же могут родители или воспитатели наилучшим образом помочь ребенку, которому приснился «страшный» или неприятный сон, если ребенок сильно испуган этим сновидением? Потому что именно родители являются лучшими терапевтами для своего ребенка и только в экстренных ситуациях стоит психологу самому проводить психокоррекционную работу по поводу сновидений.
Прежде всего — родители могут эмоционально поддержать ребенка . Родителям иногда бывает трудно спокойно отнестись к иррациональным переживаниям своего малыша, принять, что «бывает и такое», и дать ребенку подтверждение того, что «все в порядке». «Правила жизни» в мире сновидения отличаются от правил мира материального и можно свободно довериться развитию любого странного сюжета. Во сне можно все.
Психолог может порекомендовать действия, которые, возможно, покажутся родителям экстравагантными и неожиданными. Эти действия базируются на простой идее: если бессознательное ребенка предложило некий символический сюжет — значит, оно готово решить задачу, которая символически выражена этим сюжетом. Поэтому надо ДОВЕРЯТЬ тому, что происходит в сновидении, и поддержать развитие темы сновидения, даже если она непонятная или пугающая. И если ребенок чувствует страх, встретившись с пугающими его символическими образами собственного бессознательного — взрослый может подбодрить его, помочь ребенку со страхом и действовать, идя навстречу испытанию, навстречу опасности.
То есть, если ребенок увидел сновидение, в котором ужасный ТИГР хочет съесть героя, и со страхом проснулся — пускай попробует досмотреть в воображении до конца этот сюжет. Может быть, ТИГР действительно съест героя, а может быть, они иным способом вступят в контакт, так или иначе, дальше все равно последует трансформация и развитие сюжета, преобразование энергии. Такое развитие дает ребенку поддержку в контакте со своим собственным глубинным опытом, учит спокойно относиться к собственным «страшным» фантазиям и переживаниям.
Иногда в популярной литературе можно встретить такую рекомендацию : надо пытаться противодействовать «опасности» в испугавшем ребенка сне с помощью игры или введения дополнительных элементов («представь себе, что пришли охотники и отпугнули тигра…»). Этот подход срабатывает, если источник сновидения — «бытовой». Если же «страшное» сновидение порождено на глубинном, то есть физиологическом уровне, то действуя таким образом, мы косвенно УСИЛИВАЕМ страх (если нужна такая сильная поддержка, следовательно, ситуация действительно опасная). В то же время сама глубинная тема такой игрой не затрагивается и ПЕРЕРАБОТКЕтравматического опыта она помогает мало.
Если «страшный» сон приснился взрослому человеку — то, например, психолог может предложить : «Стань тем персонажем, которого ты боишься…» Именно так была построена терапевтическая работа со сном про ДЕВОЧКУ и ТИГРА, упоминавшаяся в выше. Когда произошло отождествление с ТИГРОМ, женщина почувствовала, что главная тема этого персонажа — попытка вырваться из сдавливающего пространства, (то есть символическое воспоминание о родах). ТИГР стал РЕАЛЬНО вырываться из «сдавливающего пространства» (из одеяла, которое было использовано, чтобы усилить игру и добавить в нее телесные ощущения). Когда ТИГР вырвался — разрушился навязчивый страх закрытого пространства у женщины…
Психолог может предложить родителю такую психологическую игру:
Представьте себе, что ваш ребенок рассказывает вам такой сон : «Я живу в маленьком городе с мамой, однажды мама просит меня отнести бабушке в дальнюю деревню подарок. Мама велит ни с кем не разговаривать по дороге. Мне надо идти через лес, и по дороге я встречаю страшного волка, который заговаривает со мной, я ему отвечаю и иду дальше своей дорогой. Волк смотрит на меня, но не делает ничего плохого, Наконец я прихожу к домику бабушки, открываю дверь, в домике темно, я подхожу к кровати и вижу, что бабушка какая-то странная, я начинаю разговаривать с ней и тут понимаю, что это волк со страшными зубами и сейчас он бросится на меня… и просыпаюсь от страха…» ( это знакомый сюжет сказки «Красная Шапочка») Согласитесь, что такой сюжет задевает эмоции и воображение и взрослого, и ребенка.
И после такого начала — поговорить о том, что же происходит с ребенком, что происходит со взрослым и как можно действовать.
Так как это сюжет известной сказки, читатель знает, чем дело кончилось — все остались живы-здоровы. А, может быть, читатели были свидетелями детских игр, когда ребенок играет в «Красную Шапочку»- забираясь под одеяло и потом радостно вылезая из-под него… То есть все сюжетные ходы и развязка понятны.
Но, предположим, для эксперимента, что родители никогда не читали эту сказку и не знакомы с «правильным» развитием этого сюжета. На примере «сказки» можно рассмотреть наиболее распространенные (удачные и не очень с точки зрения психокоррекционных задач) ходы, которые иногда используют родители (и начинающие психологи), когда ребенок сообщает о такого рода переживании.
В зависимости от гипотезы родителя о происхождении сновидения действия его могут быть различными. Например, мама может решить, что с ребенком прошлый раз плохо обошлась свекровь и отменить предстоящий визит к бабушке… Возможно, это не самый лучший вариант действий.
Другие варианты:
- Мама говорит ребенку: «Наверное, ты увидел этот сон, потому что съел много сладкого на ночь. Будешь теперь ужинать вовремя и телевизор со страшными мультиками смотреть не будешь, и тогда больше страшных снов не будет». В этом случае рассказ ребенка о событии использован для воспитательных целей, мама отрицает внутренний (глубинный) источник переживаний и серьезность этого источника. Мама предполагает, что ребенок испугался, возможно, она сама испугана этим страхом и заботится о том, чтобы поберечь себя и ребенка от будущего переживания. Она указывает ребенку на внешние причины (поздно лег) и старается уверить ребенка, что БОЛЬШЕ ЭТОГО НЕ БУДЕТ, если он соблюдет некоторые условия (не будет есть сладкого). Но ребенок остается в одиночестве с его СТРАХОМ прямо сейчас, так как, возможно, ему важнее то, что происходит СЕЙЧАС, чем иметь гарантии, что страшного сна не будет потом.
- Мама настроена творчески и предлагает: «Давай мы с тобой переиграем этот сюжет по-другому — бабушка угощает обедом волка, волк оказался вегетарианцем, а девочка училась в секции карате…» — детям часто нравятся такие игры. Мама старается отвлечь ребенка игрой, чтобы он переключился с негативных эмоций. Но если затронуты «глубинные» уровни — игра покажется насилием и вызовет сопротивление.(Еще игровое предложение мамы — «это все не так было, волк был добрый и девочка зажгла свет в комнате — оказалось, бабушка надела меховую шапку ,чтобы не стыла голова » — этот ход похож на «обесценивание» страшилки.
- Мама боится, что рассказ о сне может накликать беду, и говорит: «Не надо говорить и думать об этом, забудь и усни». Это распространенный предрассудок. Действительно, можно заранее, до события, настроить себя на испуг излишними фантазиями, но если страх уже состоялся, замалчивание не способствует его рассеиванию (мама просит: «Не говори о страхах — мне самой страшно», так как если ребенок говорит о страшном, говорит, то УСИЛИВАЕТ количество, страха, если молчит — то «все хорошо и нормально, само забудется». Ребенок опять остается без поддержки и его эмоции таким образом отвергаются).
- Мама боится, что действие из сна повторится наяву и хочет предостеречь своего малыша: она пересказывает вместе с ребенком страшный эпизод сна и при этом пытается так пересказать, чтобы избежать неприятной ситуации, дает совет. «Ты больше не ходи по лесу одна и обходи эту избушку стороной, бабушка получит пирожки по почте…» Практически мама пытается сочинить новый, благополучный сон взамен приснившегося. Ребенок может формально согласиться с такой идеей, но редко сопереживает рассказу мамы — так как ЕГО реальность и переживания проигнорированы, они-то связаны с его СОБСТВЕННЫМ сном.
- Взрослый может сказать — «ты испугался, давай вместе сочиним сказку, которая поможет тебе справиться со страхом». Такое сочинение сказки может дать возможность ребенку развить продолжение сюжета как будто со стороны и подробно проговорить все эпизоды, сделав их тем самым из «переживания» — сочиненной историей, в которой он сам является автором.
- Если взрослый угадал волшебную сказку — прототип сюжета сновидения, то он может просто рассказать сказку «Красная шапочка», сделав акценты на том, что сначала девочке было страшно, затем она оказалась внутри, и затем целая и невредимая вышла наружу.
- Сыграть в виде живой «телесной» игры по ролям этот сон, где роль волка может «исполнить» одеяло («а волк как бросится на девочку, схватил и проглотил ее»).
Последние два «хода» предложены родителями, имеющими некоторые знания в области практической детской психологии. Для ребенка наиболее ПОЛЕЗНОЕ переживание в этой истории — это то, что его СЪЕЛ волк, а затем ребенок целым и невредимым оказался снаружи, что страх и напряжение сменились эмоциональной разрядкой. Это полезно, если источник сна — иррациональные переживания.
Варианты активной творческой переделки и изменения сна (превращение его в более безопасный) эффективны, если природа данного сна лежит в событиях реальной жизни и затрагивает значимые для ребенка социальные ситуации, но бесполезны или вредны, если природа сновидения связана с телесным опытом.
«Назидательные» и «обвинительные» стратегии можно считать сравнительно мало полезными, по возможности, их стоит избегать.
Итак, самое главное, что стоит сообщить родителям, если они пытаются разобраться в сновидении, которое приснилось ребенку: каждое сновидение для чего-то нужно.
Самый нормальный, правильный способ переживания сновидения — увидеть его во время ночного сна и забыть. Это означает, что информация переработалась полностью и эта переработка не оставила сильных эмоциональных следов.
Следующий уровень — когда сон запоминается, и если это «страшное» сновидение, человек взволнованно рассказывает о нем, думает, часто вспоминает, пытается интерпретировать. Часто это означает, что эмоциональный опыт, «закодированный» в сновидения не полностью переработан и требует дополнительного внимания — может быть, в виде обсуждения, рассказа или игры.
Самый эмоционально напряженный уровень — если «страшное» сновидение прервалось из-за того, что человек испугался событий своего собственного сна. Именно в таких случаях ребенок может с криком проснуться, испугавшись своего сновидения. В этом случае важнее всего поддержка и подтверждение того, что «сон — это сон, все нормально», помощь в «проживании» беспокоящего сюжета.
Если ребенок рассказывает о сновидении, готов обсуждать его — родители могут помочь ребенку принять собственные эмоции, проиграть ситуацию, пофантазировать на тему «страшного» сновидения.
Если ребенок пережил сильный испуг по поводу собственного сновидения, то родители могут помочь ему более активным образом, используя рисование или игру.
Но если сон потряс ребенка до глубины души, и родители чувствуют замешательство — можно предложить ребенку психокоррекционные занятия.
Стратегия психотерапии по поводу таких сновидений с детьми и со взрослыми единая — можно помочь прожить сюжет до конца со всей трансформацией образов, не отдавая предпочтения «хорошим» перед «опасными». С детьми можно использовать проигрывание всех ролей в игровом, психодраматическом стиле, как будто это, например, мультфильм или фильм ужасов. При этом психологу стоит помнить, что, что бы ни произошло в фантазии, это не реальность! И герой «съеденный» должен быть съеден полностью, тогда у него больше шансов ожить в следующем шаге фантазии.
В заключение можно пожелать всем взрослым и детям приятных волшебных сновидений, а так же того, чтобы все неприятности, если они и случатся, случались только во сне.
Автор: Елена Петрова
Еще статьи на тему снов и сновидений:
Сон и сновидения
Сколько времени нужно спать
Нарушения сна
Способы лечения и избавления от храпа
Как спать, чтобы выспаться
Гипноз и сновидения, гипнотический сон
Осознанные сновидения
Управляемые сновидения
Польза здорового сна